Рубрика: Артроз
Оглавление:

Артроз локтевого сустава наименее распространен среди всех видов этой патологии, так как сочленение, в отличие от других, подвержено наименьшей нагрузке. Чаще всего страдают пожилые люди, спортсмены и те, чья работа связана с нагрузкой на руки.

Причины

Заболевание характеризуется снижением синтеза синовиальной жидкости, в результате чего при движении в суставе усиливается трение поверхностей, сужается суставная щель, и начинают расти остеофиты (костные шипы). Все эти патологические процессы приводят к ограничению подвижности сочленения, появлению боли и хруста при движении.

Причин, способствующих появлению артроза, достаточно много:

• Травма локтя – вывих, перелом, растяжение и разрыв связок. Любопытно, что посттравматический артроз локтевого сустава может появиться спустя несколько лет после травмы.
  • Нарушение обменных процессов, в результате которого ткани сочленения не получают достаточное количество необходимых питательных веществ.
  • Хронический недостаток жидкости в организме.
  • Неполноценное питание.
  • Различные хронические воспалительные заболевания в организме человека – тонзиллиты, гастриты и другие.
  • Возрастные изменения мышц и костей.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Инфекционное поражение суставов.
  • Образ жизни, в результате которого сустав подвергается перегрузке – профессиональная деятельность, занятия спортом. Интересно, что чаще страдает правый локтевой сустав (это связано с тем, что именно правая рука нагружается сильнее).
  • Хроническая интоксикация организма вредными веществами.
  • Патологии свертывающей системы крови.
  • Частые вирусные заболевания дыхательных путей.
  • Гормональные перестройки у женщин при менопаузе.

Все признаки артроза локтевого сустава можно разделить на 4 группы:

• Болевой синдром – при сгибании, разгибании, повороте руки и ходьбе человек ощущает боль, которая на ранних стадиях выражена слабо. В начале заболевания болевые ощущения появляются только при нагрузке, но по мере прогрессирования они становятся практически постоянными, проявляясь даже в состоянии покоя.
  • Хруст – сухой треск в момент сгибания или разгибания связан с трением суставных поверхностей друг об друга. При усугублении заболевания хруст становится громче и сопровождается болью. Не следует путать хруст с обычными щелчками при движении руками – такое явление физиологично и не является признаком болезни.
  • Ограничение подвижности локтя – больной ощущает скованность в движении рукой, появляется ограничение в амплитуде и повороте конечности. Это связано с тем, что суставная щель становится уже, появляются костные выступы, а также спазмируются воспаленные мышцы. При артрозе локтевого сустава характерен симптом Томпсона – в тыльном положении больному трудно долго держать кисть, сжатую в кулак, быстро расправляя пальцы. Другим признаком, помогающим подтвердить диагноз, является симптом Велта, при котором человек не может легко сгибать и разгибать руку в локте, поднятую на уровне нижней челюсти.
  • Искривление локтя – беспорядочный рост остеофитов и отек сустава в результате воспаления провоцирует появление бугорков и покраснение кожных покровов.

Степени

степени артроза локтевого сустава

Течение артроза локтевого сустава делят на стадии в зависимости от тяжести:

• 1 степень – артроз локтевого сустава 1 степени характеризуется отсутствием внешних изменений, болевой синдром невыраженный и возникает только при нагрузке. Отмечается снижение тонуса мышц и затруднения в отведении пораженной конечности кзади, сгибании и разгибании руки. На рентгенограмме можно увидеть сужение суставной щели.
  • 2 степень – артроз локтевого сустава 2 степени отличается заметной болью и дискомфортом в покое, в момент движения рукой в локте отмечается хруст. Человеку сложно полностью согнуть конечность или отвести ее кзади. Из-за трудностей в выполнении простых движений качество жизни больного заметно ухудшается. На рентгенограмме видны остеофиты и деформация тканей сочленения. Внешних изменений нет, в отдельных случаях можно заметить небольшой отек в области локтя.
  • 3 степень – самая тяжелая. Боль мучает больного постоянно, приобретает ноющий интенсивный характер, усиливается в ночное время. Амплитуда движений рукой заметно уменьшается. Человек старается поддерживать конечность в одном вынужденном положении, в котором боль немного притупляется.

Какой врач лечит артроз локтевого сочленения?

Диагностикой и лечением этого заболевания занимаются несколько специалистов – терапевт, ревматолог, ортопед или врач-артролог. Последние являются узкими специалистами и имеются не во всех лечебных учреждениях.
Ортопеды обычно занимаются сложными случаями, когда консервативное лечение малоэффективно. При подозрении на артроз следует обратиться к одному из специалистов, проще всего записаться на прием к терапевту, который после осмотра направит к врачу узкой специализации.

Диагностика

Для уточнения диагноза необходимо провести ряд дополнительных методов исследования:

• Пробы Велта и Томпсона.
  • Рентгенография локтевого сустава.
  • Общий анализ крови.
  • Компьютерная рентгенография сочленения.
  • Артроскопия.

Перед исследованием врач проводит подробный сбор анамнеза для того, чтобы выяснить, почему началось заболевание и какой стадии достиг патологический процесс.

Лечение

Артроз локтевого сустава лечится только с помощью специалиста – самостоятельное назначение препаратов может быть опасно. Заболевание лечится комплексно:

• Медикаментозная терапия для снятия воспалительного процесса и болевого синдрома.
  • Лечебная гимнастика для восстановления амплитуда движений в суставе.
  • Физиотерапия.

Важно исключить нагрузку на больную конечность. При неэффективности консервативного лечения проводится хирургическое вмешательство.

Медикаментозное лечение артроза локтевого сустава подразумевает использование медицинских препаратов нескольких групп:

• Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) – устраняют боль и воспаление. Пациенту лекарство может быть назначено в одной из лекарственных форм – таблетки, внутримышечные инъекции или мази для местного применения. Чаще всего применяют Диклофенак, Вольтарен, Ибупрофен, Индометацин. В острой фазе заболевания для ускорения положительного эффекта рекомендуется делать инъекции, через несколько дней переходя на таблетки.
  • Мази для местного применения – наносятся на область локтевого сустава. При артрозе, помимо противовоспалительных мазей, могут применять и другие местные препараты, снимающие отек, разогревающие и стимулирующие кровообращение – Никофлекс, салициловая мазь, Эспол, Випросан и другие.
  • Хондропротекторы – препараты, способствующие регенерации хрящевой ткани – глюкозамина сульфат, Хондроксид, Остенил, Структум. Они применяются в виде мазей, инъекций в суставную капсулу и таблеток. Такие препараты назначаются курсом, не менее 6 месяцев.

структум для лечения артрита локтевого сустава

В период стихания острой фазы проводят физиолечение. Наиболее эффективными при артрозе локтевого сустава считаются:

• Электрофорез – с помощью электрического тока в ткани сустава поставляются лекарственные вещества.
  • Грязелечение – компрессы из лечебной грязи для предотвращения дальнейшей атрофии тканей.
  • Лазеротерапия – под действием лазера сокращается рост остеофитов и разрушаются имеющиеся костные шипы, в результате чего подвижность сустава повышается.
  • Парафинотерапия – наложение теплого парафина согревает ткани сустава и стимулирует кровообращение.
  • Массаж – мануальное воздействие возвращает подвижность локтевого сочленения и снимает болевые ощущения.
  • Лечебная гимнастика – комплекс упражнений составляется специалистом индивидуально.

Питание

Для поддержания организма в период болезни рекомендуется употреблять продукты питания, богатые глюкозамином и хондроитином – именно они поддерживают упругость хряща. При низкой концентрации этих элементов в синовиальной жидкости восстановление хрящевой ткани происходит медленнее.

При артрозе в рацион обязательно должны входить холодец, желе, заливное, бульоны на кости, красная рыба. Больший эффект достигается не при увеличении количества этих блюд, а за счет регулярности их потребления.

Профилактика

Для профилактики развития артроза локтевого сустава проводят следующие мероприятия:

• Дозированная нагрузка на конечность.
  • Исключение ношения тяжестей.
  • Физиотерапия для предотвращения обострения болезни.

При своевременном обращении к специалисту и правильном лечении шансы на полное выздоровление достаточно высокие. Важно выполнять все предписания врача и правильно выполнять лечебные гимнастические упражнения.

Автор: Юлия Хайманова, врач,
специально для Оrtopediya.pro

Полезное видео про артроз локтевого сустава

Понравилась статья?