Рубрика: Остеоартроз
Оглавление:

Полиостеоартроз суставов снижает качество жизни пациента. Без лечения заболевание может привести к инвалидности.

Виды

Деформирующий полиостеоартроз в зависимости от этиологии происхождения бывает первичным и вторичным. В последнем случае заболевание появляется в результате иммунодефицита, сосудистых и эндокринных болезней.

Первичный генерализованный остеоартроз возникает из-за травм и чрезмерных физических нагрузок.

Классификация по другим характеристикам:

1. По выраженности симптомов:
    • Манифестный. Существует медленно- и быстро прогрессирующая форма. При первой симптоматика может отсутствовать в течение 5 лет, затем появляются симптомы деформирующего артроза. Прогрессивная форма отличается стремительным развитием. Сильные боли и атрофия мышц может появляться в первые 4 года болезни.
    • Малосимптомный. Данная разновидность чаще диагностируется у пациентов в возрасте до 50 лет. Поражаются пальцы рук и фаланги пальцев ног. Выраженная симптоматика отсутствует. При физических нагрузках может появляться суставная боль, которая быстро проходит во время отдыха. Возникает хруст, мышечные судороги, образуются узелки.
  2. По локализации:
    • Суставов рук.
    • Суставов ног.
    • Позвоночника.
  3. По характеру проявлений:
    • Узелкового типа. Проявления болезни видны невооруженным глазом. Суставы деформируются, появляются уплотнения – узелки Бушара и Гебердена.
    • Безузелковый.
  4. По степени выраженности:
    • I степени. Происходит сужение суставной щели, есть единичные остеофиты.
    • II степени. Суставная щель сужается почти в 2 раза по сравнению с нормой, количество остеофитов возрастает.
    • III степени. Происходит активное разрушение хрящевой и костной ткани, наблюдается ограничение подвижности.

Патология очень схожа с остеоартрозом. Для полиостеоартроза также характерны дегенеративно-дистрофические изменения. Отличием является одновременное поражение нескольких суставов.

Какие суставы поражает?

полиостеоартроз пальцев рук

Могут поражаться как крупные, так и мелкие суставные щели. Наиболее часто ставится диагноз полиостеоартроз пальцев рук или ног. Также страдают локтевые, тазобедренные и коленные суставы.

Для генерализованнного артроза характерно поражение трех и более суставных соединений.

Причины

Наиболее распространенная причина генерализированного остеоартроза – чрезмерные физические нагрузки и травмы. Однако существуют другие предрасполагающие факторы:

• наследственность, которая предполагает особое строение хрящевой и костной ткани;
  • сахарный диабет;
  • эндокринные заболевания;
  • нарушение обмена веществ;
  • вредные привычки;
  • гормональные нарушения;
  • малоподвижный образ жизни;
  • лишний вес;
  • подагра;
  • варикоз;
  • артриты и артрозы.

Чаще заболевание встречается у пациентов в возрасте после 50 лет. В период менопаузы количество случаев полиостеоартроза возрастает у женщин.

Остеоартроз генерализованной формы появляется при воздействии нескольких предрасполагающих факторов.

Симптомы

Заболевание может протекать бессимптомно на протяжении нескольких лет. Это вызвано тем, что при полиостеоартрозе отсутствует поражение внутренних органов или воспалительный процесс. Разрушение хрящевой ткани на начальной стадии не сопровождается клиническими проявлениями, пока оно не достигнет тяжелых масштабов.

На начальной стадии боль ноющая, притупленная, затем она становится острой, мешает нормальному передвижению.

Признаки заболевания:

• боль и скованность суставов после пробуждения, которая проходит в течение 30 мин.;
  • нарастание болевых ощущений при физических нагрузках и уменьшение во время отдыха;
  • уменьшение подвижности сустава, из-за чего передвижение затруднено;
  • хруст во время ходьбы;
  • отечность тканей и образование остеофитов, что приводит к деформации сустава и увеличению его в объеме.

Чем сильнее разрушение тканей, тем вероятнее полное обездвиживание пораженных суставных щелей. На последней стадии боль очень сильная, не покидает человека даже в состоянии покоя.

Этапы развития заболевания:

• сужение суставной щели;
  • истончение тканей, деформация хряща;
  • появление костных наростов (остеофитов);
  • образование узелков;
  • скопление жидкости в суставной капсуле.

На пальцах можно обнаружить опухолевидные образования (узелки Бушара и Гебердена). Их образование сопровождается болью и жжением.

Какой врач лечит полиостеоартроз?

Лечащим врачом может быть ревматолог, ортопед или хирург. Все эти специалисты занимаются лечением дегенеративно-дистрофических изменений в суставе, но на разных стадиях.
На начальной стадии, когда болевые ощущения слабовыраженные, стоит записаться на прием к ревматологу. При прогрессировании заболевания пациенту потребуется массаж и ЛФК. Комплекс лечебных мероприятий сможет назначить ортопед.
В тяжелых случаях проводится оперативное лечение, поэтому нужна помощь хирурга.

Диагностика

В официальной медицине диагноза «полиостеоартроз» не существует. При клинических проявлениях данного заболевания пациенту ставится диагноз «полиатроз».

Диагноз ставится на основании визуального осмотра, пальпации, результатов анализов и инструментальных методик обследования.

диагностика полиостеоартроза

Для дифференциации с артритом (чтобы исключить воспалительный процесс) пациент должен сдать общий и биохимический анализ крови. Затем проводится рентгенография или МРТ.

В тяжелых случаях необходима внутрисуставная пункция или артроскопия.

Лечение полиостеоартроза комплексное. Оно предполагает:

• Медикаментозную терапию.
  • Физиотерапевтические процедуры, а именно фонофорез, электрофорез, магнитотерапию, лазерное облучение, электромиостимуляцию.
  • ЛФК и массаж. Лечебная физкультура должна подбираться врачом индивидуально под каждого пациента. Длительность занятий составляет не менее 30 мин.
  • Плаванье.

Одновременно с лечением важно правильно питаться и вести здоровый образ жизни. В домашних условиях можно применять средства народной медицины.

Если пациент страдает ожирением, он должен избавиться от лишних килограмм. При ДОА (деформирующем остеоартрозе) важно отказаться от жирной, жареной и острой пищи. Не стоит употреблять копчености, колбасные изделия и консервы. Полезна еда с содержанием витамина B и C.

Для восстановления хрящевой ткани полезно есть холодец.

Заболевание лечится такими медикаментами:

• хондропротекторы для восстановления хрящевой ткани – Хондроитин, гиалуроновая кислота;
  • обезболивающие – Нимесулид, Мелоксикам, Ибупрофен, Диклофенак.

При выраженном болевом синдроме внутрисуставно вводятся гормональные препараты. Для устранения локализированных болей лучше использовать гели и мази, например, Вольтарен-эмульгель, Финалгон, Апизатрон.

Для поддержания мелких суставов ног и рук лечение хондропротекторами длительное, до 3-4 месяцев.

Если сустав сильно изношен, то консервативной терапии недостаточно. Прибегают к оперативному вмешательству. Изношенное суставное соединение заменяют протезом.

Эндопротезирование возможно только на крупных суставах.

Осложнения

Поскольку заболевание поражает одновременно несколько суставных сочленений, оно является опасным. Наиболее частым осложнением болезни является веретенообразное искривление пальцев рук и ног.

Также возникают тяжелые последствия в виде хромоты, ограничения подвижности и инвалидности.

Когда возможна инвалидность?

При полиостеоартрозе пациенту могут присвоить 3 группы инвалидности:

• I группа присваивается при существенном ограничении подвижности крупного сустава, например, тазобедренного или коленного, а также при развитии паралича, в результате чего больной не может обслуживать сам себя;
  • II группа положена пациентам с выраженной деформацией сустава (4 стадия болезни), расстройствами статики и передвижения, а также при развитии осложнений со стороны внутренних органов и систем;
  • III группа присваивается при частых и продолжительных периодах обострения, когда возникают осложнения в виде периартрита, реактивного синовита и др.

Профилактика

Для профилактики тяжелых последствий заболевания стоит соблюдать такие рекомендации:

• соблюдать диету, исключить из рациона высококалорийную пищу, чтобы не набирать лишний вес;
  • заняться плаваньем;
  • вести активный образ жизни, полезен бег по утрам и зарядка;
  • не носить тяжести;
  • долгое время не находиться в одном положении.

Наиболее важны меры профилактики в возрасте после 40 лет.

При возникновении болезненных ощущений в суставе следует немедленно обратиться в больницу. Заболевание проще лечить, пока повреждение хряща незначительное.

Полиостеоартроз является неизлечимым заболеванием, но при своевременном и правильном лечении удается добиться ремиссии на несколько лет.

Автор: Оксана Белокур, врач,
специально для Ortopediya.pro

Полезное видео про полиостеоартроз

Понравилась статья?